Начало » Конспекты школьника » Часть 2 » [Учимся программировать!][Простой текстовый редактор]
Учимся программировать!
Конспекты школьника.
www.klyaksa.net
Простой текстовый редактор
На этом занятии мы создадим
простой текстовый редактор (почти такой как
стандартный Блокнот).
Создадим новый (стандартный) проект. Ввод
и редактирование текста будет производится
в текстовом поле (TextBox), поэтому поместим
этот компонент на форму и установим его
свойства.
Объект |
Свойство |
Значение |
Форма |
имя |
frmNotepad |
Caption |
Блокнот |
Текстовое поле - TextBox |
имя |
txtNotepad |
text |
"" (пустая строка) |
MiltiLine |
True |
Если сейчас запустить проект, то мы будем
иметь возможность вводить текст, перемещаться
по тексту, удалять текст. Добавим
возможность сохранять и открывать
текстовые файлы, копировать, вырезать,
вставлять часть текста. Эти действия должны
выполнятся по щелчку соответствующего
пункта меню. Следовательно, добавим в наше
приложение меню.
Создание меню в Visual Basic осуществляется с помощью специального инструмента создания меню — редактора меню. Окно редактора меню открывается
одним из трех способов: путем нажатия комбинации клавиш
[Ctrl+E], нажатием
соответствующей кнопки на панели инструментов или после выбора команды
меню Инстументы→Редактор меню... (Tools→Menu
Editor...).
Проще всего создавать меню при помощи встроенного редактора меню
Visual Basic. Для этого сначала в поле Название (Caption) окна редактора вводится текст,
который будет виден в строке меню. Для быстрого открытия меню или вызова
команды используются горячие клавиши. Для определения горячих клавиш
достаточно в поле Название (Caption) перед соответствующей буквой поставить амперсанд
(&). Например, для быстрого открытия меню File в поле Caption диалогового
окна редактора меню необходимо ввести "&File".
Второй шаг — назначение имени элементу меню (так же, как любому
элементу управления). Учтите, что Visual Basic не задает имя по умолчанию, как
для других элементов управления. При назначении имен элементам меню также нужно соблюдать правила.
Имя должно состоять из следующих частей: прежде всего, префикса,
указывающего, что это меню, т.е. mnu; затем следует: для пунктов главного
меню — имя пункта, для подменю — сокращенные имена родительских пунктов, а затем собственное имя
меню.
Последняя задача при создании меню — определение уровней. Для этого воспользуйтесь кнопками со стрелками. Кнопка со стрелкой вправо смещает
элемент меню на уровень ниже, а со стрелкой влево — на уровень выше. Кнопки
с вертикальными стрелками изменяют позицию отдельных элементов меню, т.е.
перемещают их в списке вверх или вниз.
Поле Быстрая клавиша (Shortcut) позволяет определить комбинации клавиш для быстрого
доступа к отдельным элементам меню. Среди наиболее часто используемых
приложениями Windows комбинаций клавиш можно отметить следующие:
[Ctrl+X] (Вырезать - Cut), [Ctrl+C] (Копировать - Copy), [Ctrl+V]
(Вставить - Paste).
В последней строке верхней половины окна редактора меню есть еще три
свойства элементов меню. Свойство Видимо (visible) позволяет отображать или скрывать
отдельные элементы меню. Свойство Включено
(Enabled) функционирует так же, как в других элементах управления: если его значение
False, то текст надписи
подсвечивается серым цветом и пользователь не может выполнить эту команду
меню. Свойство Отмечено (Checked) встречается в данной книге впервые. Оно позволяет
пометить выбранный элемент меню галочкой.
Свойства элементов меню можно изменять и во время выполнения. При
этом синтаксис такой же, как и для других элементов управления.
Для создания процедуры выполнения команды меню следует во время
проектирования выбрать соответствующий пункт в форме. При этом создастся
процедура обработки события щелчок (click). Другие элементы меню можно найти и в
списке объектов окна кода.
Итак создадим меню.
Структура меню представлена на рисунке:
Имя |
Название (Caption) |
Быстрая
клавиша |
mnuFile |
&Файл |
|
mnuFNew |
Созд&ать |
Ctrl+N |
mnuFOpen |
&Открыть... |
Ctrl+O |
mnuFSave |
&Сохранить |
Ctrl+S |
mnuFSaveAs |
Сохранить &как... |
|
mnuEdit |
&Правка |
|
mnuECut |
&Вырезать |
Ctrl+X |
mnuECopy |
&Копировать |
Ctrl+C |
mnuEPaste |
Вст&авить |
Ctrl+V |
mnuEDel |
&Удалить |
|
Нажимаем [Ok] и получаем готовое меню (осталось,
только, добавить обработку кликов по его
пунктам).
Напишем обработчики событий щелчка по
пунктам меню.
Для создания процедуры выполнения команды меню следует во время
проектирования выбрать соответствующий пункт в форме. При этом создастся
процедура обработки события click. Другие элементы меню можно найти и в
списке объектов окна кода.
Одно из основных достоинств Windows — средства поддержки работы в
многозадачном режиме, позволяющие одновременно
выполнять несколько приложений и других процессов. Для
организации передачи данных и связи между программами в Windows созданы инструменты и структуры,
обеспечивающие простое решение указанных задач.
Одна из таких возможностей — обмен данными через буфер обмена
(Clipboard). Команды Cut (Вырезать), Copy (Копировать) и Insert (Вставить),
которые имеются в меню Edit (Правка) всех программ, работающих в среде
Windows, используют буфер обмена для временного хранения
данных.
Буфер обмена является общим хранилищем данных для всех приложений
Windows. Поэтому данными, помещенными в буфер обмена, можно
воспользоваться в любом приложении Windows. Однако при этом следует
учитывать формат данных. Содержимое буфера обмена можно просмотреть с
помощью программы CLIPBRD.EXE, входящей в состав
Windows.
Доступ к буферу обмена Windows из приложения VisualBasic обеспечивает
объект Clipboard.
Чтобы каждый элемент управления получал данные в понятном для него
формате, например, объект TextBox — символьные строки, a PictureBox —
графические изображения, следует использовать соответствующие методы
объекта Clipboard. Методы SetText и GetText соответствующих объектов
предназначены для работы с текстом, а методы GetData и SetData — для работы
с графикой. Используя различные методы, разработчик при передаче
информации может обеспечить совместимость форматов данных для
выбранного элемента управления.
Для записи и считывания текстовых данных в объект clipboard и из него
предназначены методы SetText и GetText.
Метод SetText записывает текстовую строку в буфер обмена и заменяет
текущее содержимое буфера.
Скопировать содержимое выделенного текстового поля
txtNotepad в буфер обмена можно следующим оператором:
Clipboard.SetText txtNotepad.Text
Метод GetText возвращает содержимое буфера обмена в виде
текстовой строки.
Чтобы заменить выделенный текст в текстовом поле содержимым буфера
обмена, следует воспользоваться методом
GetText:
txtNotepad.SelText = Clipboard.GetText()
Если буфер обмена содержит данные, то после вызова метода SetData или
SetText данные указанного формата переписываются в объект, но в буфере
сохраняются данные в других форматах. Чтобы в буфере не находились
одновременно данные из нескольких приложений, перед экспортом данных в
Clipboard следует удалить все его содержимое. Для этого применяется метод
Clear:
Clipboard.Clear
Private Sub mnuECopy_Click()
Clipboard.Clear
Clipboard.SetText txtNotepad.SelText
End Sub
Private Sub mnuECut_Click()
Clipboard.Clear
Clipboard.SetText txtNotepad.SelText
txtNotepad.SelText = ""
End Sub
Private Sub mnuEDel_Click()
txtNotepad.SelText = ""
End Sub
Private Sub mnuEPaste_Click()
txtNotepad.SelText = Clipboard.GetText()
End Sub
Для реализации операций с файлами
потребуется дополнительный элемент
управления - диалоговое окно (CommonDialоg). Это
дополнительный элемент управления. Для
того чтобы он появился на панели
компонентов необходимо выполнить
следующие действия:
Выбрать в VisualBasic Проект → Компоненты (или
[Cntr+T] )и установить флажок у компонента Microsoft
Common Dialog Control 6.0.
Панель компонентов дополнится новым
компонентом. Переместите его на форму в
любое место (этот компонент не визуальный и
виден не будет). Присвойте новому объекту
имя (name): dlgFile. Затем вызовете страницы
свойств (щелчок правой кнопкой → Propirties) и
установите нужные свойства на
соответствующей закладке (в зависимости от
того какой диалог вы вызываете).
Теперь напишем код обработки щелчков по
пунктам меню "Файл".
Private Sub mnuFNew_Click()
txtNotepad.Text = ""
dIgFile.FileName = ""
End Sub
Private Sub mnuFOpen_Click()
dIgFile.ShowOpen
If dIgFile.FileName <> "" Then
Open dIgFile.FileName For Input As #1
Do While Not EOF(1)
Input #1, s$
txtNotepad.Text = txtNotepad.Text + s$ + vbCrLf 'vbCrLf - символ перевода строки
(chr (13) & Chr (10))
Loop
Close #1
End If
End Sub
Private Sub mnuFSave_Click()
If dIgFile.FileName <> "" Then
Open dIgFile.FileName For Output As #1
Print #1, txtNotepad.Text
Close #1
Else
mnuFSaveAs_Click
End If
End Sub
Private Sub mnuFSaveAs_Click()
dIgFile.ShowSave
If dIgFile.FileName <> "" Then
Open dIgFile.FileName For Output As #1
Print #1, txtNotepad.Text
Close #1
End If
End Sub
Приложение работает. Теперь мы имеем
возможность производить простые операции
редактирования текста (копировать,
вырезать, вставлять) и операции открытия и
сохранения файлов.
Продолжим.
Для удобства
работы дополним текстовое поле полосой
прокрутки. Добавим вертикальную прокрутку,
для этого свойству ScrollBars установим
соответствующее значение. Теперь, если весь
текст не вмещается в текстовое поле,
появится полоса прокрутки.
Обратимся к меню. В меню должны быть доступны только
те действия, которые имеют смысл в данный момент. Другими словами, если нет
выделенного текста или изображения, команды копирования и вырезания
должны быть недоступны.
Обычно если какой-либо элемент управления не может в данный момент
выполнить требуемых от него действий, этот элемент управления должен
быть недоступен. Поэтому нужно проверять, какая команда меню может
быть выполнена в данный момент: вырезания и копирования или вставки. В зависимости от
этого соответствующие команды в меню должны быть доступны или
недоступны.
Лучше всего такую проверку выполнять путем обработки события Click
команды меню Edit. Это событие наступает, как только пользователь откроет
соответствующее меню. В процедуре обработки события можно поместить
подпрограмму, определяющую состояние команды меню. Например, можно
проверить, позволяет ли текущее состояние программы выполнить требуемое
действие.
Пункт "Вставка" должен быть активен
только в том случае, если в буфере обмена
есть текст.
Private Sub mnuEdit_Click()
mnuEPaste.Enabled = False
If Clipboard.GetText() <> "" Then mnuEPaste.Enabled = True
End Sub
Вырезать, копировать и удалять можно
только если выделен какой-либо блок текста.
Private Sub mnuEdit_Click()
mnuEPaste.Enabled = False
mnuECut.Enabled = False
mnuECopy.Enabled = False
mnuEDel.Enabled = False
If Clipboard.GetText() <> "" Then mnuEPaste.Enabled = True
If txtNotepad.SelText <> "" Then
mnuECut.Enabled = True
mnuECopy.Enabled = True
mnuEDel.Enabled = True
End If
End Sub
Хорошо. Теперь меню работает как надо!
Осталось исправить еще одну неприятную
особенность: при изменении размеров окна
размеры текстового поля не изменяются, в
результате возникает такая вот картина:
Исправим. Добавим код изменяющий размеры текстового
поля, если происходит изменение размеров
формы:
Private Sub Form_Resize()
txtNotepad.Top = 0
txtNotepad.Left = 0
txtNotepad.Width = frmNotepad.Width - 100
txtNotepad.Height = frmNotepad.Height - 800
End Sub
Так как на форме не только текстовое поле,
но и меню, и полоса прокрутки нам пришлось
вычесть их размеры.
Готово! Теперь приложение готово! Мы
создали полноценный текстовый редактор.
предыдущий урок
:: содержание :: следующий
урок
|