Информационно-образовательный сайт учителя информатики и ИКТ     вход :: регистрация
   

Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе

 
   

   19.04.2024г.

Доброй ночи!  

Разделы сайта
 
  Материалы к урокам информатики в 7-9 по ФГОС. Новые презентации. Тесты.
 
  Знакомство с программирование, визуальное программирование.
 
  Планы, конспекты, презентации, методические находки, дидактический материал к уроку
 
  Настройка и использование школьной компьютерной сети
 
  Краткий теоретический материал, который можно применять на уроке...
 
  Разные полезности, программы, инструкции, советы...
 
  Как сохранить здоровье на уроках информатики
 
  Примерные экзаменационные билеты и ответы
 
  Программы для скачивания...
 
  Правила для пользователей портала
 
  Компьютерное тестирование знаний. Наш проект. Cправочное online руководство по программе
 
 
Сервисы сайта
все новости...
поиск по статьям сайта...
вопросы, обсуждения, решаем проблемы вместе ...
отзывы, замечания, предложения...
проверить свои знания, пройдя тесты в режиме online...
образовательные сайты, друзья портала...
для связи с администратором портала
 
Внимание! Опрос!

Есть ли в Вашей школе новые учебники информатики?

Да
Нет
Частично


результаты

____________________

  Полная или частичная перепечатка каким бы то ни было способом материалов данного сайта допускается только с письменного согласия автора.
  При цитировании или ином использовании материалов ссылка на сайт www.klyaksa.net обязательна.

____________________
 
Наши проекты:

MyTestX - лего и удобно

 
 
Афоризм дня
Сила страшна своими слабостями.

Ежи ЛЕЦ


Реклама:


 

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
 
 

Начало » Копилка » Разработки уроков Башлаков А.С. » [Урок №26 Алгоритмы]

Урок №26.

Тема: «Алгоритмы».

Цели урока:

  • помочь учащимся усвоить понятие алгоритма, свойства алгоритмов, виды алгоритмов.

  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

  • развитие алгоритмического мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере.

Оборудование:

доска, компьютер, компьютерная презентация.

План урока:

  • Орг. момент. (1 мин)
  • Актуализация знаний. (5 мин)
  • Теоретическая часть. (15 мин)
  • Практическая часть. (10 мин)
  • Д/з (2 мин)
  • Вопросы учеников. (5 мин)
  • Итог урока. (2 мин)

Ход урока:

I. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Актуализация знаний.

Для решения большинства задач существует множество готовых программ. Но для того чтобы лучше понимать все происходящее с компьютером и уверенно принимать правильные решения, рядовому пользователю необходимо обладать определенной компьютерной грамотностью.

Следует отметить, что большинство редакторов (например, Microsoft Office Word, Excel) имеют встроенные средства программирования, освоив которые можно значительно расширить свои возможности.

III. Теоретическая часть.

Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из города Хорезма Абдулла (или Абу Джафар) Мухаммед бен Муса аль-Хорезми создал книгу по математике, в которой описал способы выполнения арифметических действий над многозначными числами. Само слово алгоритм возникло в Европе после перевода на латынь книги этого математика.

Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.

Вы постоянно сталкиваетесь с этим понятием в различных сферах деятельности человека (кулинарные книги, инструкции по использованию различных приборов, правила решения математических задач...). Обычно мы выполняем привычные действия не задумываясь, механически. Например, вы хорошо знаете, как открывать ключом дверь. Однако, чтобы научить этому малыша, придется четко разъяснить и сами эти действия и порядок их выполнения:

1. Достать ключ из кармана.

2. Вставить ключ в замочную скважину.

3. Повернуть ключ два раза против часовой стрелки.

4. Вынуть ключ.

Если вы внимательно оглянитесь вокруг, то обнаружите множество алгоритмов которые мы с вами постоянно выполняем. Мир алгоритмов очень разнообразен. Несмотря на это, удается выделить общие свойства, которыми обладает любой алгоритм.

Свойства алгоритмов:

1. Дискретность (алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке);

2. Детерминированность (любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае);

3. Конечность (каждое действие и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения);

4. Массовость (один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными);

5. Результативность (отсутствие ошибок, алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых входных значениях).

Виды алгоритмов:

1. Линейный алгоритм (описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке);

2. Циклический алгоритм (описание действий, которые должны повторятся указанное число раз или пока не выполнено задание);

3. Разветвляющий алгоритм (алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий)

4. Вспомогательный алгоритм (алгоритм, который можно использовать в других алгоритмах, указав только его имя).

Для более наглядного представления алгоритма широко используется графическая форма - блок-схема, которая составляется из стандартных графических объектов.

Вид стандартного графического объекта

Назначение

Начало алгоритма

Конец алгоритма

Выполняемое действие записывается внутри прямоугольника

Условие выполнения действий записывается внутри ромба

Счетчик кол-во повторов

Последовательность выполнения действий

Пример записи алгоритма в виде блок-схемы:

Стадии создания алгоритма:

1. Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной человеку, который его разрабатывает.

2. Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной тому объекту (в том числе и человеку), который будет выполнять описанные в алгоритме действия.

Объект, который будет выполнять алгоритм, обычно называют исполнителем.

Исполнитель - объект, который выполняет алгоритм.

Идеальными исполнителями являются машины, роботы, компьютеры...

Компьютер – автоматический исполнитель алгоритмов.

Алгоритм, записанный на «понятном» компьютеру языке программирования, называется программой.

Вопросы:

  • Что такое алгоритм? Приведите примеры алгоритмов.

  • Какие свойства алгоритмов вы знаете?

  • Какие виды алгоритмов вы знаете?

  • Какие способы записи алгоритмов вы знаете?

  • Что такое исполнитель алгоритмов?

  • Что такое программа?

III. Практическая часть.

На ближайших нескольких уроках мы будет записывать алгоритмы на языке программирования QBasic. На этом уроке мы познакомимся с тем как вводить и запускать программу на языке QBasic.

Современные среды программирования позволяют программистам создавать сложные и удобные программы, имеют множество дополнительных возможностей, но для первоначального знакомства с языком программирования не подходят, т.к. нам придется сначала долго изучать их интерфейс прежде чем сможем написать простую программу. Поэтому знакомство с языком QBasic мы начнем, используя добрую старую оболочку. Пусть наши программы на этом этапе не будут выглядеть очень привлекательно, но освоив навыки программирования вы потом сможете создавать полезные и красивые программы.

Для запуска среды программирования QBasic дайте команду Пуск→Все программы→Программирование→QBasic. После запуска на экране появится оболочка:

Для начала работы нажмите клавишу [Esc]. Для переключения из оконного режима в полноэкранный режим нажмите клавиши [Alt]+[Enter]. Для переключения языка ввода в этой оболочке используются комбинация клавиш [Ctrl]+[Shift] слева на латинскую раскладку, справа - на русскую.

Верхняя строка открывшегося окна содержит меню возможных режимов работы, нижняя - краткую справку о назначении основных функциональных клавиш. Вся остальная часть экрана принадлежит окну текстового редактора и предназначенному для ввода и редактирования текста программы. Когда мы вводим программу, то работаем с текстовым редактором, встроенным в среду QBasic.

Для создания текста программы нужно ввести этот текст с помощью клавиатуры. Положение курсора указывается желтым мигающим символом подчеркивания. Каждая команда вводится в отдельной строке. Для перехода на следующую строку нажмите клавишу [Enter]. Если текст программы не вмешается на экране можно воспользоваться полосами прокрутки. Ну а как работать в текстовом редакторе вы уже знаете.

Теперь попробуем написать и запустить простейшую программу.

Напишите в окне программы текст:

PRINT "Привет!"

Команда Print выводит на экран текст. Регистр записи команды значение не имеет. Запустите программу командой Запуск→Запуск или нажав клавишу [F5]. На экране вы увидите результат работы вашей программы.

Для возврата в режим редактирования программы нажмите любую клавишу.

Попробуйте запустить программу еще. Каждый раз при запуске на экране будет выводится фраза «Привет!».

Для того, чтобы при запуске вашей программы, очищался экран добавьте команду CLS.

CLS

PRINT "Привет!"

Теперь после запуска сначала выполняется команда CLS – очистить экран, а затем команда PRINT – вывода на экран.

Давайте посмотрим, что будет если вы ошибетесь при написании команды. Сделайте ошибку в команде PRINT (например, PRNT). При запуске программы вы получите сообщение об ошибке. Ошибочная команда будет выделена.

Нажмите OK и исправьте ошибку.

Для сохранения и открытия программ используется меню Файл. При сохранении файла для имени файла действует правило 8.3. Попробуйте сохранить вашу программу в файл.

Теперь давайте создадим программу, вычисляющую площадь прямоугольника.

CLS

a=3

b=4

s=a*b

PRINT "Площадь прямоугольника равна ",s

END

А, B,C – это переменные для хранения длины, ширины и площади прямоугольника. Имя переменной может содержать только латинские буквы и цифры (и начинаться с буквы). Более подробно с переменными мы познакомимся на следующем уроке.

END – оператор конца программы.

Переменные можно вводить с клавиатуры. Исправьте программу следующим образом:

CLS

INPUT "Введите длину: ", a

INPUT "Введите ширину: ", b

s=a*b

PRINT "Площадь прямоугольника равна ",s

END

Запустите программу. Теперь значения переменных a и b нужно ввести с клавиатуры. Введите значение длины и нажмите [Enter], затем введите значение ширины и опять нажмите [Enter]. (Т.е. ввод значения заканчивается нажатием клавиши [Enter]).

В оставшееся время попробуйте самостоятельно «поиграться» с программой.

Учащиеся выполняют задание.

IV. Д/з

Знать, что такое алгоритм, свойства и виды алгоритмов, способы записи алгоритмов. Дополнительное задание: найдите информацию о наиболее распространенных языках программирования.

V. Вопросы учеников.

Ответы на вопросы учащихся.

VI. Итог урока.

Подведение итога урока. Выставление оценок.

На уроке мы познакомились с тем, что такое алгоритм, какими свойствами он обладает и как его можно записать. Начали знакомиться с программирование на языке QBasic и написали свою небольшую программу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[Добавить в избранное]

 
Рекомендуем:

MyTest

Компьютерное тестирование знаний учащихся, сертификация и аттестация сотрудников.
Деcять типов заданий, локальное и сетевое тестирование...
 
Узнать больше и скачать программу MyTestXPro...
 
Обсудить на форуме и принять участие в создании банка тестов...
 
Группа ВКонтакте:
vk.com/MyTestXPro


 
Реклама:
 
 

 
Реклама:
 
 


↑    

Дизайн, программирование и идея сайта Клякс@.net -bas- © 2004-2024г.

    ↑