Информационно-образовательный сайт учителя информатики и ИКТ     вход :: регистрация
   

Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе

 
   

   18.04.2024г.

Добрый вечер!  

Разделы сайта
 
  Материалы к урокам информатики в 7-9 по ФГОС. Новые презентации. Тесты.
 
  Знакомство с программирование, визуальное программирование.
 
  Планы, конспекты, презентации, методические находки, дидактический материал к уроку
 
  Настройка и использование школьной компьютерной сети
 
  Краткий теоретический материал, который можно применять на уроке...
 
  Разные полезности, программы, инструкции, советы...
 
  Как сохранить здоровье на уроках информатики
 
  Примерные экзаменационные билеты и ответы
 
  Программы для скачивания...
 
  Правила для пользователей портала
 
  Компьютерное тестирование знаний. Наш проект. Cправочное online руководство по программе
 
 
Сервисы сайта
все новости...
поиск по статьям сайта...
вопросы, обсуждения, решаем проблемы вместе ...
отзывы, замечания, предложения...
проверить свои знания, пройдя тесты в режиме online...
образовательные сайты, друзья портала...
для связи с администратором портала
 
Внимание! Опрос!

Есть ли в Вашей школе новые учебники информатики?

Да
Нет
Частично


результаты

____________________

  Полная или частичная перепечатка каким бы то ни было способом материалов данного сайта допускается только с письменного согласия автора.
  При цитировании или ином использовании материалов ссылка на сайт www.klyaksa.net обязательна.

____________________
 
Наши проекты:

MyTestX - лего и удобно

 
 
Улыбнитесь
Тест:
Если вы добры, получаете 200 очков, нет - 100.
Если вы умны, получаете 20 очков, нет - 10.
Если вы красивы, получаете 2 очка, нет - 1.
Результат. Если вы набрали 111 очков, вы - злобный тупой урод...

Реклама:


 

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
 
 

Начало » Копилка » Уроки Паскаля » Урок 3.Учимся программировать. Турбо Паскаль.

Урок №3.

Тема: «Понятие переменной».

Цели урока:

  • помочь учащимся усвоить понятие переменной, типа переменной, научить создавать простые программы на языке программирования Turbo Pascal.

  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

  • развитие алгоритмического мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере.

  • Оборудование:

    • доска, компьютер, компьютерная презентация.

    План урока:

    1. Орг. момент. (1 мин)
    2. Актуализация и проверка знаний. (5 мин)
    3. Теоретическая часть. (10 мин)
    4. Практическая часть. (15 мин)
    5. Д/з (2 мин)
    6. Вопросы учеников. (5 мин)
    7. Итог урока. (2 мин)

    Ход урока:

    I. Орг. момент.

    Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

    II. Актуализация и проверка знаний.

    На прошлом уроке мы начали знакомиться с понятием алгоритма и основами программирования. Напомните, что же такое алгоритм, какими свойствами он обладает, как записывается алгоритм, что такое программа?

    (Можно использовать тест)

    III. Теоретическая часть.

    Для того чтобы программа обладала универсальностью, действия в ней должны совершаться не над постоянными, а над переменными величинами. Поэтому важным понятием программирования является понятие переменной.

    Если в программе используются переменные, то все переменные должны быть описаны в разделе описания переменных.

    Под переменной в языках программирования понимают программный объект (число, слово, часть слова, несколько слов, символы), имеющий имя и значение, которое может быть получено и изменено программой.

    Если "заглянуть" в компьютер, то переменную можно определить так:

    Переменная - это имя физического участка в памяти, в котором в каждый момент времени может быть только одно значение.

    Переменная - это область в оперативной памяти компьютера для хранения какой-либо информации.

    Само название "переменная" подразумевает, что содержимое этого участка может изменяться.

    У каждой переменной есть имя, тип и текущее значение.

    переменная: имя тип значение

    В качестве имен переменных могут быть латинские буквы с цифрами. Причем может быть не одна буква, а несколько.

    В Паскале не имеет значение в обозначении переменных маленькими или большими (строчными или прописными) буквами они написаны.

    Имя переменной должно удовлетворять следующим требованиям:

    1) всегда начинаться с буквы, после которой могут другие буквы или цифры;

    2) в идентификаторе (имени) не должно быть пробелов, запятых или других непредусмотренных знаков;

    3) нельзя использовать в качестве имен переменных слова, которые являются служебными или операторами.

    Понятие типа данных является ключевым в языке Паскаль. Тип данных характеризует внутреннее представление, множество допустимых значений для этих данных, а также совокупность операций над ними. Среди типов данных различают стандартные (предопределенные разработчиками языка) и пользовательские (определяемые программистом в своей программе). Мы будем рассматривать следующие стандартные типы: целые числа, вещественные числа, логический тип, символьный и строковый типы. Программист может описать свой тип на основе этих базовых в разделе описания типов.

    В языке Турбо Паскаль определено 5 целых типов:

    Тип

    Диапазон

    Требуемая память

    Shortint

    -128 ... 127

    1 байт

    Integer

    -32767 ... 32768

    2 байта

    Longint

    -2147483648 ... 2147483647

    4 байта

    Byte

    0 ... 255

    1 байт

    Word

    0 ... 65535

    2 байта

    Для целых чисел определены операции:

    Операция

    Обозначение

    Пример

    Результат

    Сложение

    +

    2+3

    5

    Вычитание

    -

    10-8

    2

    Умножение

    *

    3*4

    12

    Целочисленное деление

    div

    17 div 5

    3

    Остаток от деления

    mod

    17 mod 5

    2

    Деление

    /

    17 / 5

    3.4
    (результат может получиться не целым числом!)

    В Турбо Паскале имеется 5 вещественных типов:

    Тип

    Диапазон

    Число значащих цифр

    Требуемая память

    Real

    2.9E-39 до 1.7E+38

    (2.9*10-39 до 1.7*10-38)

    11-12

    6 байт

    Single

    1.5E-45 до 3.4E+38

    7-8

    4 байта

    Double

    5.0Е-324 до 1.7Е+308

    15-16

    8 байт

    Extended

    от 3.4E-4932 до 1.1E+4932

    19-20

    10 байт

    Comp

    -9.2E18 до 9.2E18

    Является 64 битным целым и хранит только целые значения от -2E63+1 до 2E63-1

    19-20

    8 байт

    Для вещественных чисел определены операции:

    Операция

    Обозначение

    Пример

    Результат

    Сложение

    +

    2+3

    5

    Вычитание

    -

    10-8

    2

    Умножение

    *

    3*4

    12

    Деление

    /

    17 / 5

    20 / 4

    3.4

    5

    Примеры описания переменных:

    var

    a: byte;

    b: integer;

    c, d, e: real;

    f:double;

    Слово var - это сокращение от слова variable (переменная) и является зарезервированным словом.

    В разделе описания переменных может содержаться несколько строчек, каждая из которых заканчивается точкой с запятой. Для описания переменных необходимо перечислить через запятую их имена, а затем после двоеточия «:» указать их тип.

    переменные в памяти

    Наглядно переменную можно представить как коробочку, в которую можно положить на хранение что-либо. Имя переменной – это надпись на коробочке, значение – это то, что хранится в ней в данный момент, а тип переменной говорит о том, что допустимо класть в эту коробочку.

    переменные коробочки

    Значения переменным задаются с помощью оператора присваивания. Он обозначается «:=» (двоеточие и равно вместе). При присваивании переменной кого-либо значения старое значение переменной стирается.

    Пример:

    a:=5; {переменной a присвоить значение 5}

    b:=6; {переменной b присвоить значение 6}

    с:=a+b; {переменной c присвоить значение равное сумму значения переменных a и b}

    f:=f+2; {увеличить значение переменной f на 2}

    Когда в операциях или операторах вашей программы присутствуют данные разных типов, следует уделять внимание их совместимости. Переменные или выражения одного типа являются полностью совместимыми. Другим понятием является совместимость по присваиванию. Присваивание переменной одного типа выражения другого типа допустимо в том случае, когда множество значений второго типа является подмножеством значений первого.

    Операции отношения или сравнения:

    Знак

    Наименование

    Пример

    Пояснение

    <

    Меньше

    a < 6

    a меньше 6

    <=

    Меньше или равно

    b <= 23

    b меньше или равно 23

    >

    Больше

    x > 5

    x больше 5

    >=

    Больше или равно

    y >= 8

    y больше или равно 8

    =

    Равно

    c = 10

    c равно 10

    <>

    Не равно

    d <> 3

    d не равно 3

    Некоторые стандартные математические функции.

    Функция

    Запись на Паскале

    Описание функции

    Синус Sin(x) function Sin(X: Real): Real;
    Косинус Cos(x) function Cos(X: Real): Real;
    Арктангенс Arctan(x) function ArcTan(X: Real): Real;
    Квадрат Sqr(x) function Sqr(X): (Same type as parameter);
    Корень Sqrt(x) function Sqrt(X: Real): Real;
    Абсолютное значение (модуль) Abs(x) function Abs(X): (Same type as parameter);
    Натуральный логарифм (ln(x)) Ln(x) function Ln(X: Real): Real;
    Экспонента (ex) Exp(x) function Exp(X: Real): Real;
    Целая часть числа Int(x) function Int(X: Real): Real;
    Округление вещ. числа до целого Round(x) function Round(X: Real): Longint;
    Дробная часть числа Frac(x) function Frac(X: Real): Real;
    Число Пи (3,1415926536) Pi function Pi: Real;

    Дополнительные функции * :

    Возведение в степень xy (из математики известно: xy=eyln(|x|)) Exp(y*Ln(x)) – только для целых чисел и степеней
    Арксинус ArcSin := ArcTan( x / Sqrt(1 - Sqr(x)) )

    Точнее:

    Function ArcSin(x: Real): Real;
    Begin
    If Abs(x) = 1 Then ArcSin := 0
    Else ArcSin := ArcTan( x / Sqrt(1 - Sqr(x)) )
    End;

    ArcCos Function ArcCos(x: Real): Real;
    Begin
    If x = 0 Then ArcCos := Pi/2
    Else ArcCos := ArcTan(Sqrt(1 - Sqr(x)) / x) + Pi * Byte(x < 0)
    End;

    Приоритет операций на Турбо Паскале:

    • вычисления в круглых скобках;

    • вычисление значений функций;

    • унарные операции ( not,+,- );

    • операции типа умножения ( *,/,div,mod,and );

    • операции типа сложения ( +,-, or, xor );

    • операции отношения ( =, <>, <, >, <=, >= ).

    Турбо Паскаль позволяет вводить в программу объекты похожие на переменные, но значения которых, в отличие от переменных, не изменяется в ходе работы программы. Подобные объекты называются константами.

    Значения констант задаются в разделе описания констант. Этот раздел начинается со слова const, входящего в число зарезервированных. При попытке изменить значение константы компилятор выдаст сообщение об ошибке.

    Примеры описания констант:

    const

    a = 10;

    b = 1.6;

    Вопросы:

  • Что такое переменная?

  • Какие имена можно давать переменным?

  • Что такое тип переменной?

  • Что такое значение переменной?

  • III. Практическая часть.

    Давайте рассмотрим, как записываются на Паскале знакомые вам физические формулы:

    формула сила тока I := U/R
    формула 2 закон ньютона F := m*a
    формула количество теплоты Q := c*m*(tk-tn)

    Для примера составим программу решение следующей задачи:

    «Определить сколько времени будет падать с яблони яблоко. Высота ветки вводится с клавиатуры».

    Время падения можно вычислить по формуле: формула время падения. На паскале это выражение можно записать так: t:=sqrt(2*h/g). Ускорение свободного падения примем равным 10.

    Алгоритм решения может быть такой:

  • описать константы;
  • описать переменные;
  • ввести значение высоты ветки;
  • вычислить время падения;
  • вывести результат на экран.
  • Составим программу:

    program timeappledown; {вычисление времени падения яблока}

    uses WinCrt;

    const

    g = 10;

    var

    h,t:real;

    begin

    write(Введите высоту ветки в метрах: ');

    readln(h);

    t:=sqrt(2*h/g);

    writeln('Время падения: ',t:3:1, 'секунд');

    end.

    текст программы

    Запустим программу и получим результат:

    результат работы программы

    Теперь измените программу, чтобы решить следующую задачу: «На дереве висит груша. Вычислите силу тяжести действующую на грушу. Масса груши вводится с клавиатуры». Сила тяжести находится по формуле F=mg.

    IV. Д/з

    Знать, что такое переменная, тип переменной, правила записи имен переменных. Составить программу для вычисления площади треугольника по высоте и основанию.

    V. Вопросы учеников.

    Ответы на вопросы учащихся.

    VI. Итог урока.

    Подведение итога урока. Выставление оценок.

    На уроке мы познакомились с тем, что такое переменная, константа, как использовать переменных в программе. Написали небольшую программу для решения физической задачи.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    [Добавить в избранное]

     
    Рекомендуем:

    MyTest

    Компьютерное тестирование знаний учащихся, сертификация и аттестация сотрудников.
    Деcять типов заданий, локальное и сетевое тестирование...
     
    Узнать больше и скачать программу MyTestXPro...
     
    Обсудить на форуме и принять участие в создании банка тестов...
     
    Группа ВКонтакте:
    vk.com/MyTestXPro


     
    Реклама:
     
     

     
    Реклама:
     
     


    ↑    

    Дизайн, программирование и идея сайта Клякс@.net -bas- © 2004-2024г.

        ↑